ABC HORSES
  Андалузская или Испанская
 

                           -Андалузская  или  Испанская-
                           
В 1972 году заводчики испанских лошадей объединились в Ассоциацию, главной целью которой стала популяризации национальной породы в Испании и в других странах мира. Для популяризации породы нужно было дать ей название, которое было бы известно за пределами нашей страны. Основной центр разведения таких лошадей - Андалусия, отсюда и было выбрано название. Кроме того, несколько веков назад породу лошадей называли по тому месту, откуда происходят лошади. Андалусией раньше называлась гораздо бОльшая область Испании, чем сейчас, поэтому наши лошади стали известны миру как "андалузские".
Андалузская лошадь - испанская легенда
У андалузской породы блистательное прошлое: на этих конях короли выезжали на парады, мчались в бой благородные рыцари, покоряли Новый Свет конкистадоры, и по всему христианскому миру гремела слава испанского коня. Андалузская лошадь - это целая эпоха в развитии мирового коневодства; это сама история искусства верховой езды; это кони легендарного Эль Сида и Кортеса, корифеев выездки и героев исторических романов. Именно этих коней, их пышные формы и горбоносые головы изображали художники эпохи Возрождения.
Огненный взгляд, горделивый изгиб шеи, пышная грива, ниспадающая на плечи, и этот необыкновенный, высокий и как бы танцующий ход, - немного найдется пород более ярких, эффектных и оригинальных, чем андалузская. Но как же отличается она, словно явившаяся из минувших эпох, от коней, к которым привыкли современные всадники!
Из глубины веков
В древности Пиренейский полуостров населяли племена иберов. Еще в античные времена они были известны как превосходные всадники. К их помощи не раз прибегал Карфаген. В V веке до н. э. иберийские наемники воевали с греками, причем коней своих не только в Африку, но и на Сицилию они брали с собой. Ксенофонт оставил нам описание действия иберийской конницы в бою: "Затем 50 иберийских всадников Дионисия растеклись по равнине, бросая дротики на полном скаку. При контратаках противника они отступали, разворачивались и снова бросали дротики". Античные авторы отмечают исключительную маневренность иберийской конницы. Лошади иберов ценились не только в Карфагене, но и в Риме. Иберы всегда имели тесные связи с Северной Африкой, где большой славой пользовалась нумидийская конница. Нумидийские лошади были южного типа: подвижные и резвые - их считают прямыми предками берберийской породы. Возможно, обе эти породы оказывали влияние друг на друга. Позднее завоеватели-вандалы (кстати, давшие название Андалузии) привели на полуостров лошадей северного типа. В 711 году в Испанию вторглись мавры - началось их почти восьмисотлетнее владычество на полуострове, которое не могло не отразиться на коневодстве. Сегодня влияние восточных пород на андалузскую лошадь оценивается по-разному. По традиционной версии андалузская порода происходит от скрещивания местных пород Пиренейского полуострова с берберийскими и арабскими лошадьми, которых привели с собой мавры. Есть сведения, что монахи-картезианцы из Хереса практиковали вводные скрещивания с берберийскими жеребцами и в последующие века. Однако некоторые исследователи считают, что арабская кровь практически не проникала в породу, а берберийские лошади мавров уступали местным, и завоеватели сами скоро пересели на испанских лошадей. Внешнее же сходство берберийской и андалузской пород объясняется их общим происхождением. В любом случае лошадь Пиренейского полуострова возникла как бы на стыке двух больших рас: тяжелой грубоватой европейской лошади северного типа и легкой сухой лошади юга.
"Золотой век" испанской лошади
Порода достигла своего расцвета после завершения Реконкисты (изгнания мавров). Андалузские лошади стали известны по всей Европе и признавались первыми среди верховых; они уступали в популярности лишь лошадям лучших восточных пород. Герцог Ньюкэстл в XVII веке писал о них: "Из всех лошадей мира лошади Испании наилучшие. Отборные экземпляры их, я могу ручаться, - самые благородные на свете, и не найдется лошади, которая была бы лучше сложена, от кончиков ушей до копыт. Не так легки, как берберийцы, не так тяжелы, как неаполитанцы, живого, понятливого нрава, они отличаются еще прекрасными движениями. Их шаг, рысь и галоп не оставляют желать лучшего. По-моему, нет лошади, которая была бы лучше под седлом монарха в триумфальном шествии или в сражении".
Андалузские лошади назывались "генеты" - это слово по-испански означает "всадник", а происходит оно от названия одного из иберийских племен. С появлением огнестрельного оружия относительно более сухие и легкие "генеты" стали вытеснять породы тяжелых рыцарских коней средневековья, таких, как фризы или баварские ротталеры. Одновременно с испанской породой по Европе распространялся и испанский стиль езды, отличавшийся от стиля езды рыцарей большим контактом с лошадью и большей маневренностью. Позднее на его основе сложилась испанская школа верховой езды. Под большим влиянием андалузской крови начала формироваться целая группа новых пород, близких к "испанцам" по типу и использованию. Наиболее известные из них происходят из дворцовых заводов, возникших в XVI веке: Фредериксборгского, Кладрубского, Липпицанского. Тогда же возникли и знаменитые школы верховой езды: Неаполитанская и Испанская придворная в Вене. В них культивировалась испанская школа верховой езды, принципы которой развивали Гризоне, Плювинель, Ла Гриньер. Ее особенность состояла в том, что лошадь должна была двигаться в максимальном сборе, перенеся основную нагрузку на задние ноги и тем самым освободив перед. Элементы этой выездки весьма сложны и требуют от лошади не только контакта со всадником, гибкости, поворотливости, но и определенной "силовой подготовки", так как при их выполнении задние ноги лошади выдерживают большое напряжение: это разнообразные "школьные" прыжки, например с приземлением на задние ноги (курбет), стойки на сильно согнутых задних ногах (левада) и т.д. Первоначально все эти приемы были нужны для ведения поединка, но позднее составили как бы особый вид искусства. В лошади ценились в первую очередь эффектность, парадность, а резвость имела мало значения. Многие элементы испанской школы выездки сегодня считаются искусственными, однако именно на ее основе развились современные принципы искусства верховой езды. Вплоть до конца XVIII века андалузская порода имела такое же влияние на большинство культурных пород, какое в наше время имеет английская чистокровная лошадь: андалузские производители использовались для улучшения самых разных пород, от "каретных" до пони. Тракененская, ганноверская, гольштинская и многие другие старинные полукровные породы в тот период имели большую долю испанской крови. Андалузских лошадей можно найти даже среди предков чистокровной верховой породы. Завозились в свое время андалузские (или, как их тогда у нас называли, испанские) лошади и в Россию, их было много в дворцовых заводах. Несколько испанских кобыл оставили след в орловской рысистой и орловской верховой породах. Но особенно велико было значение андалузской породы для коневодства Америки. Ведь Новый Свет был покорен верхом на испанском коне. И уже первые колонисты привезли с собой лошадей, которые легко и быстро прижились в новых условиях. Практически все первоначальное конское население Америки было берберо-испанским, да и сегодня, несмотря на столетия отбора в новых условиях, андалузская кровь заметна во многих американских породах.
Сохранилась андалузская порода благодаря усилиям монахов из картезианского монастыря, основанного в 1476 году возле городка Херес де ла Фронтера. Слово "Фронтера" (граница) неслучайно в названии Хереса, родины знаменитых на весь мир вин: во времена Реконкисты здесь проходил рубеж освобожденных от мавров земель. В период всеобщего увлечения неаполитанской кровью в Хересе оставались верны старому типу андалузских "генет". До сих пор "картезианские" лошади считаются самыми лучшими в андалузской породе, а конный завод в Хересе остается самым известным местом ее разведения.
С начала XIX века широкое признание получила английская чистокровная лошадь. Как сказано в то время у одного из авторов, разница между лошадью испанского типа и английской состоит в том, что первая - это лошадь в стиле рококо, а вторая - в стиле ампир. Вместе с новой породой пришла новая эпоха: звезда славы андалузской породы начала клониться к закату. Манежи сменились ипподромами, а испанская школа верховой езды вышла из моды. Старые традиции удалось сохранить лишь в Высшей школе верховой езды в Вене.
Для кавалерии теперь тоже нужны были лошади с другими качествами - резвые и выносливые; слишком специализированная в выездке андалузская лошадь с высоким и непроизводительным ходом новым требованиям не соответствовала. Если раньше при разведении полукровных пород широко использовались андалузские производители, то теперь их все больше вытесняли английские. В результате численность породы сильно сократилась, ареал ее практически ограничился территорией Испании. Даже у себя на родине андалузская лошадь уступала позиции чистокровной верховой, арабской и англо-арабской. Именно этим можно объяснить то, что отечественная литература уделяла ей очень мало внимания: даже такие специалисты, как В.О. Витт и В.О. Липпинг, едва ли ни единственные, кто писал у нас об испанских лошадях в советское время, считали, что эта прежде столь знаменитая порода выродилась и даже совершенно исчезла.
Возвращение 
Андалузская лошадь пребывала в забвении вплоть до конца XX века, когда использование лошади в хозяйстве в значительной мере уступило место спорту и зрелищам, и у коневодов появился интерес к необычным породам, в том числе сохранившимся, как сегодня принято называть, "породам барокко": андалузской, лузитанской, липпицанской, кладрубской, фризской. В разных странах Европы и Америки стали появляться общества любителей и заводчиков андалузской лошади. Этих лошадей теперь можно встретить в Италии, во Франции, в Великобритании. В Германии в настоящее время уже зарегистрировано свыше 300 представителей этой породы, интерес к которой подтверждает исследование цен на рядовую лошадь: пятилетний андалузец стоит в 2,5 раза дороже "араба". Хотя во всем мире порода по-прежнему называется андалузской, в Испании теперь принято новое название: pura raza espanola, т. е. "чистая испанская порода". Дело в том, что в XV веке Андалузией называлась вся территория испанского королевства. Современная же Андалузия - лишь небольшая область на юге страны. Новый смысл теперь и у выражения "иберийские лошади". Дело в том, что португальский вариант андалузца называется лузитано и считается другой породой. Однако обе породы имеют общее происхождение, одинаково используются и почти неразличимы внешне. Дополняет группу лошадь из португальского конного завода "Альтер Реал". Эти породы часто объединяют под именем иберийских.
Андалузских лошадей разводит множество частных заводчиков по всей Испании, однако более половины всего поголовья породы сосредоточено именно в Андалузии. Испанцы очень гордятся своей породой, они говорят "нуэстро кабалло" - "наша лошадь". Регулярно проводятся ринги-выводки, всевозможные соревнования, конные праздники и выставки-ярмарки.
Надо сказать, что воспитание андалузские лошади получают отнюдь не тепличное: в конных заводах Испании кобылы содержатся на пастбищах практически круглый год. Им часто состригают гривы и хвосты, чтобы они не запутались в кустарнике. Маток принято демонстрировать в виде так называемой "кобры": подобранные по типу, росту и масти, кобылы ставятся в одну линию; на каждой - лишь ошейник, который соединен ремнем с ошейником соседки. Кобыл должно быть не менее трех, иногда их выводят вместе с жеребятами. Жюри оценивает выраженность типа, правильность экстерьера и движений всей группы, а также ее консолидированность - результат тщательной племенной работы.
Для верховой езды предпочитают жеребцов, их почти никогда не кастрируют и используют даже в конной полиции; ездить на меринах испанцы считают ниже своего достоинства. Однако андалузские жеребцы при всей своей энергии и подвижности очень добронравны и послушны.
Андалузских лошадей иногда заезжают и в упряжь. Традиционная запряжка состоит из пяти лошадей: три спереди и две сзади. Ярко украшенная, она выглядит очень эффектно.
Из "пород барокко" андалузская, похоже, самая многочисленная: в то время как липпицанов и кладрубов всего по 500-700 голов в мире, андалузцев только в Испании насчитывается более 30 тысяч.
Лошадь в стиле фламенко
Уздечка с одним мундштуком, седло со спинкой на задней луке - традиционное снаряжение испанского коня. Лошадей заезжают в три года и обучают всем элементам испанской выездки, принципы которой сохранились здесь неизменными на протяжении веков. В результате тренировки у лошади должно выработаться такое равновесие, чтобы на любую команду всадника мгновенно следовала ее реакция. От лошади требуется беспрекословное подчинение малейшим сигналам со стороны всадника, гибкость и ловкость. Не последнюю роль в сохранении традиций испанской школы выездки сыграло и национальное зрелище Испании и Португалии - конная коррида. Перед появлением на арене быка всадник-тореадор открывает корриду каскадом элементов испанской высшей школы верховой езды, показывая свое мастерство и выезженность лошади. Затем коню предстоит проявить исключительную ловкость, поворотливость и понятливость, чтобы спастись от рогов разъяренного быка. Для такой сложной задачи лошадь должна быть выезжена так, чтобы представлять собой как бы продолжение всадника; на ее подготовку уходит 6-7 лет. На таком коне можно ехать галопом, бросив повод и контролируя его только шенкелем. Кстати, андалузскому коню приходится сталкиваться с быками не только на арене. Правда, вакеро - испанские ковбои - чаще предпочитают не чистопородных андалузцев, а более резвых лошадей с долей арабской или английской крови, но именно андалузская наследственность дает этим помесям необходимую маневренность и развитое чувство равновесия.
Экстерьер и особенности породы
Андалузская лошадь крупна, но не слишком: рост ее около 160 см в холке. Туловище округлое, компактное, широкое и глубокое, что создает отдаленное сходство с восточной лошадью арабского типа, однако оно все же гораздо массивнее, чем у современных верховых лошадей: андалузцы широкогруды и "толстобрюхи". Шея очень высоко поставленная, с картинным изгибом; она достаточно длинная, с длинным затылком, но при этом широкая, с развитым гребнем. Голова средней величины и горбоносая, с большими миндалевидными глазами; особую живописность ей придает ниспадающая на лоб длинная пышная челка. Ноги недлинные и костистые, но по сравнению с туловищем легкие и тонкие, на прочных высоких копытах. Ощущение компактности, "собранности" лошади усиливается тем, что задние ноги слегка подставленные. Хвост и грива роскошные, очень длинные и густые, иногда слегка волнистые, но при этом негрубые; хвост к округлому мощному крупу приставлен довольно низко. В прошлом масти андалузским лошадям были свойственны самые разнообразные, в том числе и редкие. Большинство современных андалузцев (80%) серой масти; кроме того, встречаются темно-гнедые и вороные. Рыжая, буланая, соловая и изабелловая масти сохранились в лузитанской породе, которая представляет собой португальский вариант андалузской лошади. В движении андалузская лошадь представляет собой совершенно особое, очень яркое зрелище. Ход ее от природы настолько высок, что даже без всадника она идет как бы танцуя. На рыси передние ноги легко поднимаются до уровня груди. Такое ощущение, что центр тяжести лошади смещен к задним ногам, а перед ее максимально поднят, что придает ей особую поворотливость, а движения делает величавыми и картинными. Эта вычурная парадность и одновременно легкость при движении в сборе - наиболее яркие отличия всех пород испанского типа. Эти свойства необходимы для испанской школы верховой езды.
В современном конном спорте андалузская лошадь вряд ли составит конкуренцию полукровным породам: при ее высоких и непроизводительных движениях она не подходит ни для конкура, ни для троеборья, не соответствует она и современным вкусам и принципам, господствующим в выездке. Однако число ее поклонников растет год от года. Так в чем же притягательная сила испанской лошади? Быть может, дело в том, что эта порода - живая история, такая же составная часть культурного наследия, как и произведения искусства.

 
 
  Автор © Малика Ахмеджанова. Дизайн Альвирт Ахмеджанов  
 
Besucherzahler contatori visite
счетчик посещений
Этот сайт был создан бесплатно с помощью homepage-konstruktor.ru. Хотите тоже свой сайт?
Зарегистрироваться бесплатно